Форум | Перейти на сайт (новый)


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Kara 
Форум » Гутарим у костра... » Вопросы Духа » Русские Герои!!! (Герои и их краткая биография.)
Русские Герои!!!
СреденьДата: Среда, 25.06.2008, 23:17 | Сообщение # 1
Богатырь, ветеран
домовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 2159
Репутация: 8
Статус: Нетути
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ( 1221-1263)

Александр родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного (Удалого). Внук Всеволода Большое Гнездо. Первое упоминание об Александре относится к 1228 г, когда Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был отправится в Переяславль-Залесский, свой родовой удел. Своих сыновей, Федора и Александра, он оставил на попечение бояр в недружелюбном Новгороде. Впоследствии и у самого Александра отношения с новгородцами складывались не просто, князя то изгоняли из города (обычно в краткосрочные мирные периоды), то, когда нуждались в защите, призывали вновь. В 1236 Александр был посажен на новгородское княжение, а в 1239 г. женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.
Именно в Новгороде он находился зимой 1237 — 1238 гг., в то время, когда татаро-монгольские войска, возглавляемые ханом Бату (Батыем), разорили Владимиро-Суздальское княжество. Было взято 14 городов, включая столицу — Владимир. В битве с одним из татарских отрядов на р. Сити погиб великий князь владимирский Юрий Всеволодич, старший брат Ярослава.
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы 15 июля 1240 г. над шведским отрядом. Шведы, побуждаемые папскими посланиями, предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: "Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю". По Неве Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и оттуда по Волхову идти уже к Новгороду. Но Александр сам выступил навстречу шведам с новгородцами и ладожанами. Русские скрытно приблизились к устью реки Ижоры, где остановились на отдых враги, и 15 июля внезапно напали на них. Новгородцы застали шведов врасплох, внезапно появились перед шведским лагерем, бросились на неприятелей и начали рубить их топорами и мечами, прежде чем те успели взять оружие. Сам Александр лично участвовал в битве, и ранил шведского командующего в лицо - “самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь”.
Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским, но впервые это имя встречается в источниках только с XIV века. Поскольку известно, что некоторые потомки князя также носили имя Невских, то, возможно, за ними закреплялись владения в этой местности. Так или иначе, но сражение 1240 г. предотвратило потерю для русских берегов Финского залива и остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли. Александр вернулся в Новгород с великой славой, но в том же году по своему обыкновению рассорился с новгородцами и уехал от них в Переяславль-Залесский. Тем временем над Новгородом нависла новая угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель. Новгородцы вновь вынуждены были обратиться за помощью к Александру.
Приехав в Новгород в 1241 г, Александр немедленно пошел на немцев к Копорью, взял эту крепость, немецкий гарнизон пленил и привел в Новгород. Часть его он отпустил на волю, а изменников вожан и чудь перевешал. Больше времени ушло на взятие Пскова. Александр сделал это только в 1242 г. При штурме погибло 70 рыцарей и множество простых ратников. Шесть рыцарей было взято в плен и замучено, по свидетельству немецкого летописца. После этого Александр вошел в Чудскую землю, во владения Ливонского ордена; войско последнего встретило один из русских отрядов и разбило его наголову; когда беглецы прислали Александру весть об этом поражении, то он отступил к Чудскому озеру и стал дожидаться неприятеля на его льду, который был еще крепок. На восходе 5 апреля началась знаменитая битва, известная в русских летописях под именем Ледового побоища. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был вынужден заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали Новгороду часть Латгалии.
Вскоре Александр должен был ехать во Владимир прощаться с отцом, отправлявшимся в Орду; в его отсутствие немецкие послы пришли с поклоном в Новгород и говорили: "Что заняли мы мечом, Водь, Лугу, Псков, Летголу, от того всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, тех готовы обменять: мы ваших пустим, а вы наших пустите". Они отпустили также псковских заложников. и новгородцы с ними помирились. Летом того же 1242 г. Александр нанес поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, а в 1245 г. отбил город Торопец, захваченный Литвой. Он уничтожил литовский отряд у озера Жизца и, наконец, разгромил литовское ополчение под Усвятом.
Укрепив западные границы, Александр был вынужден полностью погрузиться в «дела восточные». В 1243 г. хан Батый, правитель западной части монгольской империи - Золотой Орды, вручил ярлык великого князя владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра - Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум, где 30 сентября 1246 г. Ярослав неожиданно скончался (по общепринятой версии, он был отравлен).
В 1247 г. Батый прислал послание Александру: "Мне покорились многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться мне, и увидишь честь и славу царства моего". Отдавая себе отчет, что противостоять монголам он не в состоянии, Александр не пошел на конфронтацию и отправился в Монголию. Обычно суровый и высокомерный к побежденным. Батый принял Александра и его брата Андрея очень ласково. Летописец говорит, что хан, увидевши Александра, сказал своим вельможам: "Все, что мне говорили о нем, все правда: нет подобного этому князю". По итогам переговоров, Андрей получил Владимир, а Александру дали Киев. Правда, по возвращении Александр не поехал в Киев, а остался княжить в Новгороде, сохранив за собой и отцовскую вотчину Переяславль-Залесский. Позже, в 1252 г, Александр отправился на Дон к сыну Батыя, Сартаку, который управлял всеми делами из-за дряхлости своего отца. Сартаку Александр понравился еще больше, чем Батыю, и с этого времени между ними завязалась тесная дружба. Сартак утвердил Александра на Владимирском престоле, а против Андрея послал войско, которое разбило Андрееву рать. Андрей бежал в Новгород, но не был там принят и бежал в Швецию. Монголы взяли Переяславль, захватили здесь семейство Ярослава, брата Андрея, убили его воеводу, взяли в плен жителей и пошли назад в Орду. Александр приехал княжить во Владимир; Андрей также возвратился на Русь и помирился с братом, который помирил его с ханом и дал в удел Суздаль.
И в дальнейшем вся восточная политика Александра, во всей ее сложности, была направлена на то, чтобы обезопасить Русь от новых монгольских нашествий. Фактически, пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, Александр спас ослабленную Русь от полного уничтожения.
Для этого ему несколько раз приходилось выезжать в Орду и получать ярлыки на княжение сначала в Киеве, а потом и во всей Северо-Восточной Руси. Последняя такая поездка случилась в 1262 г, после волнений в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и выгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить хана Берке, Александр Невский лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето. Только осенью 1263 г. Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и умер. Незадолго до смерти Александра, римский папа Иннокентий IV направил к нему посольство с предложением принять католичество, якобы в обмен на свою помощь в совместной борьбе против монголов. Это предложение было отвергнуто Александром в самой категоричной форме. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.Почитание Александра Невского как святого началось во Владимире еще задолго до того, как он был официально канонизирован русской православной церковью.

Добавлено (20.06.2008, 19:42)
---------------------------------------------
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.

Удивительно, но для многих современных людей становится откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643, в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры.
Илья Муромец – пожалуй, самый известный, но одновременно с тем и самый загадочный русский исторический персонаж. В различные исторические периоды, в зависимости от господствующей в стране идеологии его то считали лишь героем эпоса, то реально жившим в XII веке человеком.

Угодник Божий преподобный Илия Муромец по прозванию Чоботок жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Достоверных сведений о житии этого святого до нашего времени практически не сохранилось. Известно лишь, что происходил он из простой крестьянской семьи, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился невиданной силой и воинскими подвигами. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принял решение окончить свои дни иноком и постригся в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру.

Посланник Священной Римской империи Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594, оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся тогда в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, иными словами им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря.

Останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста (около 180 см). Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701: "Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке, а правая изображена крестным знамением ". Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

Православные историки обращают внимание, что «преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в православной церкви: три первых перста вместе, а два последних пригнув к ладони". Независимые источники, напротив, указывают: "Кисть правой руки Илии Муромца сложена в двуперстном благословляющем жесте, что послужило старообрядцам доводом в пользу древности и истинности двоеперстия при совершении крестного знамения". Подтверждением этого служит фотография мощей. Да и на многих иконах Илья Муромец складывает пальцы по-раскольничьи.

Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития преподобного Илии, согласно принятой версии, свидетельствует лишь о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Однако, тот факт, что пребывание Илии в лавре не описано, служит дополнительным аргументом для тех, кто не склонен отождествлять Илью Печерского с былинным Ильей Муромцем.

Наши предки XVI - начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Правда, в русских летописях его имя не упоминается.

Между тем, былинного Илью, главного русского богатыря, знают все, а наиболее популярными источником информации о нем являются былины и народные сказки, мультфильмы, а также картина Васнецова и ее репродукции на обертках конфет. Согласно данным этих источников, Илья Муромец родился в селе Карачарове, что близ Мурома, до 33 лет страдал параличом нижних конечностей, потом был исцелен «каликами перехожими» (в более радикальных версиях — Христом с двумя апостолами или духом витязя Святогора), вспахал землю, от которой получил невероятную силу, и направил эту силу на защиту родины от разнообразных врагов, среди которых выделялись захватившие Чернигов татары, Соловей-разбойник, Идолище поганое, а также сын богатыря, по трагической случайности выросший во вражеском стане. Илья Муромец, несмотря на низкое происхождение, стал главным богатырем дружины киевского князя Владимира. Среди остальных витязей выделялся кроме мощи мудростью.

Однако говорить об Илье как об образцовом защитнике православной веры можно лишь с некоторыми оговорками: поссорившись с Владимиром, богатырь принялся стрельбой из лука сшибать с киевских церквей кресты и золотые маковки, каковые пропил при поддержке «голи кабацкой».

Классические былины о нем были записаны в основном на севере, а казацкие песни - на юге. На родине же, в центре России, бытовали особые местные прозаические предания о любимом богатыре. Фиксировать их стали лишь с начала XIX веке. Однако, моду на богатыря Илью завели немцы еще в XIII веке. Именно тогда была написана поэма о правителе Ломбардского королевства Ортните, дядей и другом которого был могучий и неукротимый Илья Русский (Ilias von Riuzen). Одновременно была записана "Тидрек-сага" с участием русского «короля» Владимира и греческого «рыцаря» Ильи.

Первое письменное упоминание об Илье в русских источниках относится только к 1574 году. Впрочем, русским этот источник называется с некоторой натяжкой: оршанский староста Филон Кмита Чернобыльский в "Вестовой отписке" к Остафию Воловичу, кастеляну Троцкому, упомянул имена "Ilii Murawlenina i Solowia Budimirowicza". Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 г. Тогда комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. Однако большого доверия результаты того исследования в православном сообществе не вызывают. Советские исследования зафиксировали «атеистическую мифологию» Ильи Муромца.

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела повторную экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Новые исследования привели к принципиально отличным результатам. Был определен возраст – 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца, - словом, практически полностью подтвердилась официальная версия Русской православной церкви. Правда, датировка гибели была установлена очень приблизительно - XI-XII вв. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 г. Таким образом, украинский минздрав подтверждил мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил скорее в век правления Владимира Мономаха, а не при Владимире "Красное солнышко", как повествуется в былинах.

Добавлено (20.06.2008, 19:44)
---------------------------------------------

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ (1350-1389)

Дмитрий родился в семье звенигородского удельного князя Ивана Ивановича, то есть был внуком Ивана Калиты. В Московском княжестве тогда верховная власть принадлежала старшему брату звенигородского князя Семену (Симеону) Гордому. Однако эпидемия чумы 1352 года уничтожила всю мужскую половину в правящей династии потомков Калиты, не тронув только семью звенигородского князя Ивана. После одной из традиционных княжеских поездок в Золотую Орду Иван II Иванович в одночасье стал великим князем, а Дмитрий, соответственно, наследником московской великокняжеской власти.

В детстве Дмитрий не получил полноценного образования («и книгам не научен»), что, впрочем, в средневековье было простительно. Однако духовное, православное и воинское воспитание Дмитрий все-таки получал под строгим присмотром отца, вошедшего в отечественную историю под именем Ивана Ивановича Красного (Красивого). Сын все время находился рядом с ним и познавал от него науку государственного управления. Дмитрию пришлось очень рано начать политическую и военную деятельность. Карамзин писал в «Истории государства Российского» «Природа одарила внука Калитина важными достоинствами; но требовалось немало времени для приведения их в зрелость, и Государство успело бы между тем погибнуть, если бы Провидение не даровало Димитрию пестунов и советников мудрых, воспитавших и юного Князя и величие России». После смерти Ивана II он фактически возглавил правительство. Правда сначала, поскольку Дмитрию было лишь 9 лет, ярлык на великое княжение перешел к суздальскому князю, который и сел в стольном граде Владимире. Так род Ивана Калиты лишился великого княжения. Впрочем, ненадолго. После очередной поездки в Орду 12-летний Дмитрий Иванович получил желанный ярлык.

Летом следующего года суздальский князь Дмитрий-Фома Константинович попытался было оспорить у Москвы право на верховную власть. В то время при малолетнем Дмитрии Ивановиче правил митрополит Алексей, который и вел борьбу с суздальским князем, а 13-летний Дмитрй лишь номинально руководил успешным походом.Вскоре великому князю пришлось вмешаться в борьбу двух братьев-князей из Суздаля за право владеть Нижним Новгородом. В итоге Дмитрий-Фома из противника Москвы превратился в ее союзника. Этот политический союз был скреплен браком: 15-летний внук Ивана Калиты женился на младшей дочери суздальско-нижегородского князя Евдокии. Теперь великий князь в случае надобности мог рассчитывать на полки своего тестя-союзника.

После этого, опираясь на возросшую мощь Московского княжества, поддержку служилых бояр и горожан, Дмитрий Иванович Донской преодолел и остальные выступления конкурентов, претендовавших на великое княжение. Дмитрий осуществил ряд мероприятий, направленных на централизацию государственного управления и военного дела, пыталось подчинить церковь светской власти.

В засушливый 1365 год пожар уничтожил большую часть его столицы. Тогда Дмитрий Иванович принял поистине историческое решение - укрепить Москву не дубовой, как было прежде, а каменной крепостью. Так московский Кремль стал единственной каменной крепостью той эпохи на северо-востоке Русской земли.

Тем временем, обострились отношения Москвы с Тверью. Великий князь Дмитрий Иванович, которому шел 18-й год, изгнал князя Михаила Тверского в Литву, что осенью 1368 года обернулось выступлением объединенных войск Литвы, Тверского и Смоленского княжеств против Москвы. Потерпев ряд поражений, Дмитрий, тем не менее, не позволил литовцам взять московский кремль. Воспользовавшись тем, что князю литовскому Ольгерду пришлось в 1369 году начать войну с немецким Тевтонским орденом, Дмитрий совершил удачные походы против своих внутренних врагов –Смоленского и Тверского княжеств.

Новые выступления Ольгерда против Москвы успеха литовскому князю не принесли, и дело завершилось заключением мира.

Это позволило Дмитрию окончательно закрыть «тверской вопрос». Тем более, что тогда уже возникли серьезные предпосылки для возникновения военного союза Твери и Орды. В Волоколамске собралась огромная рать, к которой присоединилось даже городское ополчение Нижнего Новгорода. В походе на Тверь участвовали почти 20 русских удельных князей. Трехнедельная осада Твери привела к началу в городе голода, и Михаил Тверской в итоге вынужден был капитулировать и признать верховную власть Дмитрия. Трем временем все больше обострялись взаимоотношения великого князя с Золотой Ордой. Летом 1373 года фактический правитель Золотой Орды Мамай совершил набег на Рязанское княжество, опустошив его. Дмитрий Московский вместе с двоюродным братом князем Владимиром Серпуховским, собрав полки, встал на левом берегу Оки и не допустил татар в московские и владимирские земли, оставив, правда, без защиты рязанцев.

Проводя жизнь в военных походах, Дмитрий окружил себя талантливыми полководцами, в число которых входили князь Владимир Андреевич Серпуховской и Д.М. Боброк-Волынский, и вместе с ними успешно "стражу земли Русскые мужеством своим держаше". Но главная заслуга Дмитрия заключалась в том, что он стал первым московским князем, сумевшим объединить все сословия своего и союзных княжеств на борьбу против татар.В 1375 году отношения между великим князем московским и Мамаем были окончательно разорваны. Военный союз русских князей становился реальной силой, и в Сарае это поняли. В ответ конные отряды золотоордынцев разграбили земли Нижегородского княжества. Московские полки и рать Нижнего Новгорода «отыгрались» подчинив себе в 1376 году волжских болгар.

Летом 1378 года Мамай послал большое войско во главе с темником Бегичем в поход на Русь. Но благодаря разведке, в Москве о начавшемся наступлении узнали заранее. Русская рать во главе с Дмитрием Московским встретила татар на берегу реки Вожи. Всего с обеих сторон в сражении участвовали десятки тысяч воинов. После недолгого стояния Бегич форсировал реку, но русское войско, использовав ряд неожиданных тактических решений, и проявив высочайшую доблесть, уничтожило значительную часть нападавших, а остальных обратило в бегство. Эта победа имела историческое значение в отношениях Руси с Золотой Ордой, ведь это была первая битва, выигранная русскими у ордынцев.В ответ татары провели ряд успешных карательных операций, а перед русскими князьями открылась перспектива нападения объединенного ордынского войска.

Мамай основательно подготовился к большому походу на Русь. По его грозному повелению пришли войска подвластных Золотой Орде народов. Он также рассчитывал соединиться с великим князем литовским Ягайлой, который стал его союзником в войне с Московской Русью.Получив известие о выступлении Мамаевых полчищ, великий князь стал собирать в Москве большую рать. На помощь ему привели свои полки удельные князья. Преподобный Сергий Радонежский напутствовал великого князя на битву. В благословенной грамоте говорилось «Иди, господин, иди вперед. Бог и Святая Троица поможет тебе!» Все русское войско знало об этом.

План московского князя был точно рассчитанным - он задумал разбить войско Мамая еще до соединения с ним Ягайлы. На военном совете русских князей было решено перейти Дон, чтобы в чистом поле сразиться с ордынцами. В ночь на 8 сентября русские полки по наведенным мостам и вброд перешли на правый берег реки и расположились выше устья реки Непрядвы. Так, проделав путь в 200 километров от Коломны до Дона, русская рать вышла на Куликово поле. Сам Дмитрий в простых воинских доспехах встал в первые ряды русской рати. Сражение началось около полудня поединком русского воина инока Пересвета и ордынского богатыря Челубея. Два витязя сошлись на копьях, и оба погибли. Ожесточенное сражение шло в течение двух часов. В этой битве Дмитрий Донской проявил себя выдающимся стратегом и полководцем. Ряд тщательно продуманных тактических заготовок и «ловушек» сработали в решающие моменты сражения. Перелом внес засадный полк, который ордынская конница до последнего момента не смогла обнаружить. Мамаево войско было разгромлено наголову и обратилось в бегство. Русская конница до самой темноты преследовало отступавших татар.

За великую победу 8 сентября 1380 года народ прозвал героя Донского побоища (так современники называли Куликовскую битву) — Донским. А его двоюродного брата князя Владимира Серпуховского — Храбрым.

В тот день великий князь литовский Ягайло находился всего в 30—40 километрах от Куликова поля. Он так и не успел соединиться с Мамаем. Узнав о страшном разгроме войска Золотой Орды, литовцы не стали испытывать судьбу и ушли обратно.Уже в 1382 г., после сожжения Москвы верховным ордынским ханом Тохтамышем (это был реванш Золотой Орды за Куликовскую битву), Дмитрий Донской оперативно организовал восстановительные работы. Княжение Дмитрия Донского было временем настоящего подъема культуры, оставившего долгий и памятный след.

Князь Московский Дмитрий Донской умер в 39 лет. В духовном завещании Дмитрий впервые без санкции хана Золотой Орды благословил своего старшего сына Василия "отчиною своею великим княжением". Не менее ново было распоряжение Дмитрия, чтобы мелкие князья Московской земли жили в Москве при дворе великого князя, а не по своим вотчинам. Московское княжество стало главенствовать среди русских земель.

Добавлено (20.06.2008, 19:47)
---------------------------------------------

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ -1054г

Перед смертью Ярослав созвал детей и сказал им: «Скоро меня не будет на свете, вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственно не только для вас, но и для Отечества. Запомните, дети мои, междоусобие губит славу и величие государства, основанного трудами отцов наших и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество». Мудрый государь знал, что говорил, пережив «мясорубку» усобиц с собственными братьями, он в все свои силы отдал на создание единого, сильного и просвещенного государства.

Его христианское имя - Георгий или Юрий, в Новгороде, во время наместничества, - Правосуд, в скандинавских сагах - Ярислейф Скупой - великий князь киевский (с 1019 г.). Ярослав - крупный государственный деятель и полководец, второй сын киевского князя Владимира Красное Солнышко (Крестителя) и, видимо, полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны.

С его правлением связано представление о "золотом веке" державы Рюриковичей. Личность же самого Ярослава воспринимается как идеал русского князя. Его облик «увековечен» на нынешней тысячерублевой купюре. Правда, летописи не оставили подробного описания наружности Ярослава Мудрого. В свое время группа российских антропологов под руководством М.Герасимова, вскрыв гробницу Ярослава Мудрого, воссоздала его облик. Но, естественно, реконструкция дает весьма приблизительное представление о внешности Ярослава.

Известно, что он был хромоног: по одной из версий - с ранних лет из-за перенесенного паралича, по другой - в результате ранения в одной из битв. Впрочем, хромата не мешала ему быть физически сильным.

Описывая его характер, летописец говорит об уме, благоразумии, усердии в православной вере, сострадании к неимущим, храбрости. Нрав Ярослава был строгим, а жизнь скромной, в отличие от его отца, любившего веселые пиры. Усердие в вере иногда доходило до суеверия. Так, по одному из приданий, он велел вырыть кости князей Ярополка и Олега и, окрестив их, похоронил в церкви Пресвятой Богородицы, думая этим избавить души их от вечной муки и погибели.

Отец Ярослава, как известно, был женат неоднократно и от этих браков только сыновей имел двенадцать человек. Ближе к концу правления Владимира все его сыновья в качестве отцовских посадников были направлены в главные города Руси. Девятилетним мальчиком Ярослав был отправлен отцом княжить в Ростов, позднее им же был переведен в Новгород.

Как удельный князь он уплачивал Киеву (пока сам не стал великим князем киевским) ежегодную дань в 2 тыс. гривен серебра, пока не решил в 1014 г. отказаться от уплаты дани и предпринял попытку отделиться от отца и Киева. Владимир начал готовить войско. Ярослав, со свое стороны, также готовился к встрече с родителем, наняв варягов. Но великий князь неожиданно умер, а власть в Киеве захватил старший из сыновей Владимира - Святополк. С этого момента между всеми братьями Владимировичами разгорелась кровавая усобица. Будучи детьми от разных матерей, они не желали признавать права Святополка на старшинство в роде. Вскоре в этом противостоянии погибли Борис Ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский. Борис и Глеб, также сыновья Владимира, были среди претендентов на престол в Киеве и умерли от рук подосланных к ним убийц.

Согласно летописям Святополк, уже удостоенный прозвища Окаянный, готовил ту же участь и Ярославу. Но предупрежденный сестрой Предславой, Ярослав сам пошел на Киев. Борьба между Ярославом и Святополком за Киев шла с переменным успехом с 1017 по 1019 гг. В столкновения между братьями были вовлечены отряды варягов, поляков и печенегов. Наконец Ярославу удалось победить брата, и в 1019 г. Ярослав уже окончательно утвердился в Киеве.В 1021 г. Ярослав начал безуспешную борьбу с полоцким князем Брячиславом, которому вынужден был отдать города Усвят и Витебск. В 1024 г. он уступил Мстиславу Удалому часть земель к востоку от Днепра. Через несколько лет Ярослав попытался расширять границы своего княжества на север и северо-запад и к 1030-1031 гг. вернул часть земель, захваченных поляками. Тогда же он утвердил свою власть по западному берегу Чудского озера в борьбе с племенем чудь.

После смерти Мстислава тмутараканского в 1036 г. Ярослав овладел всей Северской землей, добившись относительного единства государства. Укрепив оборону от набегов печенегов по реке Рось, он в том же 1036 г. разбил их, после чего набеги печенегов на русскую землю практически прекратились.

К 1037 г. Ярослав объединил в своих руках почти всю территорию древнерусского государства. Хотя воевать он, по словам летописца, не любил, в 1038 г. все-таки «ходил войной» на ятвигов, в 1040 г. - на Литву, в 1042 г. - на южную Финляндию. В 1043-1046 гг. вел войну с Византией.

Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет среди прочих европейских держав. В ту пору главным путем «евроинтеграции» были династические браки. И лидеры европейских государств были весьма не прочь породниться с Ярославом. На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира, другой сын – Всеволод - был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей — на немецких княжнах. Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третей дочери — Анне Ярославне. Сам же Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии - Ирину), дочь норвежского короля Олафа.

Во внутренней политике период правления Мудрого ознаменовался расцветом "стольного града" Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом. При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный "Русской правдой". "Устав Ярослава", или древнейшая "Русская правда", был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном "Законе русском", который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Фактически это был первый письменный сводный кодекс - уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе.

Конечно, документ был не совершенен. В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство.

Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г. при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит – Илларион - блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати». Это произведение утверждало равенство всех народов и прославлявший Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля».

Ярослав понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками.

Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты - златники и сребреники.

Скончался Ярослав Мудрый 19 февраля 1054 г. в своей загородной резиденции Вышгороде. Похоронили его в Киеве, в Софийском соборе, им же ранее заложенном. Один из обучившихся грамоте подданных князя процарапал на стене храма надпись: "В лето 6562 (1054 г.) месяца февраля 20-го успение царя нашего..."

Добавлено (25.06.2008, 23:13)
---------------------------------------------
Князь Святослав Игоревич (942 - 972 )

Первый раз имя Святослава упоминается в летописи под 945 г. Еще ребенком он принял участие в своем первом сражении. Было это в тот раз, когда княгиня Ольга вместе с дружиной отправилась на войну с древлянами, чтобы отомстить за убитого мужа, князя Игоря. Впереди киевской дружины на коне сидел Святослав. И когда сошлись оба войска – киевское и древлянское, то Святослав бросил копье в сторону древлян. Святослав был совсем маленьким, поэтому копье улетело недалеко - пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу. Но киевские воеводы сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Таков был древний обычай русов – только князь мог начать битву. И неважно, в каком возрасте пребывал князь.

Князь Святослав Игоревич с детства воспитывался как воин. Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд, учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Святослава другой варяг - главный киевский воевода Свенельд.

Добавлено (25.06.2008, 23:14)
---------------------------------------------
Летопись повествует о Святославе как об истинном воине. Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Столь же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Святослава, необремененная обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх. А сам Святослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал в чужие земли весть-предупреждение: «Хочу идти на вас».

Князь Святослав совершил два больших похода. Первый - против Хазарии. В 964 году дружина Святослава покинула Киев и, поднявшись по реке Десне, вступила в земли вятичей, одного из больших славянских племен, бывших в ту пору данниками хазар. Киевский князь повелел вятичам платить дань не хазарам, а Киеву и двинул свою рать дальше - против волжских болгар, буртасов, хазар, а затем северокавказских племен ясов и касогов. Около четырех лет продолжался этот беспримерный поход. Побеждая во всех битвах, князь сокрушил захватил и разрушил столицу Хазарского каганата город Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел на Дону, Семендер на Северном Кавказе. На берегах Керченского пролива основал форпост русского влияния в этом крае - город Тмутаракань, центр будущего Тмутараканского княжества.


Не спасут врага молитвы - Русичи поднялись на встречу славе!!!

Сообщение отредактировал Sreden - Среда, 25.06.2008, 23:18
 
NedvigaДата: Вторник, 01.07.2008, 15:38 | Сообщение # 2
идеолог в отставке, основатель на пенсии
домовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 2032
Репутация: 6
Статус: Нетути
Серёга, ставь ссылки, откуда инфа, а то могут наехать за плагиат или за дезу.
Все утверждения надо подтверждать


Ненавижу непроходимую тупость.
ДУМАЙТЕ прежде чем говорить или делать.
Бездумность наказуема. И жестоко.
Нет библейских грехов - это всё ложь. Есть только один грех - бездумность.
 
СреденьДата: Вторник, 01.07.2008, 16:27 | Сообщение # 3
Богатырь, ветеран
домовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 2159
Репутация: 8
Статус: Нетути
Все данные отсюда кроме Святослава http://www.nameofrussia.ru/

А по поводу Святослава, то если в поисковике забить " Князь Святослав" , то пройдясь по любой ссылке он тебе выдает примерно одну инфу.


Не спасут врага молитвы - Русичи поднялись на встречу славе!!!
 
NedvigaДата: Вторник, 01.07.2008, 18:49 | Сообщение # 4
идеолог в отставке, основатель на пенсии
домовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 2032
Репутация: 6
Статус: Нетути
"пройдясь по любой ссылке" - не источник...
Хотя и "нейм оф руссиа" тоже не источник... Они же на кого-то из официальных исследователей опираются, или на какие-то данные.... летописи, устные предания, археологические исследования... или всё из пальца сосаное?


Ненавижу непроходимую тупость.
ДУМАЙТЕ прежде чем говорить или делать.
Бездумность наказуема. И жестоко.
Нет библейских грехов - это всё ложь. Есть только один грех - бездумность.
 
NedvigaДата: Вторник, 01.07.2008, 18:54 | Сообщение # 5
идеолог в отставке, основатель на пенсии
домовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 2032
Репутация: 6
Статус: Нетути
К тому же тут практически сплошь положительные вехи.
Например того же Дмитрия Донского возьмём... Не написано, что он рязанские земли грабил, а не защищал, не написано, как он делал подарки хану, чтоб тот ему "Золотой Ярлык" дал на Великое Княжение и войска, чтоб соседних князей бить. Не написано, как он Олега Рязанского в предатели Руси записал за то, что он не позволял безнаказано грабить свои земли московским войскам.

На каждого героя своя кучка какашек есть, а у нас как обычно - либо идеально чистый, либо из говна слеплен. А правду писать... это не по-нашему, так?


Ненавижу непроходимую тупость.
ДУМАЙТЕ прежде чем говорить или делать.
Бездумность наказуема. И жестоко.
Нет библейских грехов - это всё ложь. Есть только один грех - бездумность.
 
СреденьДата: Пятница, 04.07.2008, 17:51 | Сообщение # 6
Богатырь, ветеран
домовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 2159
Репутация: 8
Статус: Нетути
Там пишут все без ссфлок(( Да и ссылки никто никогда не дает.

Идеальных людей нет smile Всеравно как ни крути , а дело он сделал полезное...


Не спасут врага молитвы - Русичи поднялись на встречу славе!!!
 
NedvigaДата: Пятница, 11.07.2008, 00:32 | Сообщение # 7
идеолог в отставке, основатель на пенсии
домовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 2032
Репутация: 6
Статус: Нетути
Какое? Порезал кучу знатных князей, у которых совесть не позволяла пускать на Русь татар? Отличное дело =)))

Ненавижу непроходимую тупость.
ДУМАЙТЕ прежде чем говорить или делать.
Бездумность наказуема. И жестоко.
Нет библейских грехов - это всё ложь. Есть только один грех - бездумность.
 
Форум » Гутарим у костра... » Вопросы Духа » Русские Герои!!! (Герои и их краткая биография.)
Страница 1 из 11
Поиск:


Хостинг от uCoz