к первой странице паспорта | к описанию аксессуаров | к описанию вооружения |
ОДЕЖДА | |
---|---|
Обоснование кроя и длины рубах | |
Археологического текстиля на славян, позволяющего однозначно реконструировать крой - в настоящий момент мне не известно. Зато есть фигурки, по которым можно выделить особенности силуэта и сделать вывод о наличии той или иной плечевой одежды. В данном случае - о наличии туникообразных рубах. Ближайшие аналогии видим на примере скандинавского мира, поэтому используется выкройка рубахи из Бирки (выбираю близко к имеющимся в комплексе предметам), крой согласно статье К. Прист-Дорман (в переводе Браги Хольмгардсгоди) «Мужской костюм эпохи викингов». Рубаха входит в категорию - версия.
Дина рубах и других одежд при логическом рассмотрении могла варьироваться от короткой до длинной, что подтверждается источниками:
1. Рисунок из Радзивиловской летописи (Восстание в Киеве 1068 года) - показаны одновременно рубахи разной длины: одна не достигает колен, другая же закрывает даже стопы. 2. Фигурка бородатого человечка (подвеска) из Новгорода (датируется нач 11 века) - там изображены полы так же не достигающие колен 3. Бронзовая фигурка человека из Пскова (датируется 10 веком) - на ней полы рубахи не достигают и трети бедра 4. Изображение княжеской семьи из "Изборника Святослава" (конец 11 в) - длина полы рубах (свит или кафтанов?) достигает подъёма ступней. 5. Ещё можно вспомнить Збручского идола, но так как у него все пропорции тела нарушены, то невозможно достаточно верно оценить длину подола рубахи, поэтому использовать идол в качестве ориентира здесь будет не уместно, так как по нему не возможно определить длинну ног и соотношение ног и туловища. Исходя из этого материала делаем вывод, что: а) длина рубах могла диктоваться знатностью рода и/или богатством рода. б) длина рубах подбиралась соответственно случаю, исходя их удобства использования. | |
Кафтан - версия | |
Использовал синий шёлк, белый шелк и небелёный лён в качестве подкладки, т.к. реконструируемый человек является достаточно богатым. А так же синий цвет для обозначения достатка и по случаю "выходного, тингового или праздничного времени" т.к. фестиваль считаю чем-то вроде этого времени.
Шов ручной: вперёд иголку, назад иголку, простой обмёточный, нитки лён, шёлк. Пуговицы грибовидные, находки подобных пуговиц присутствуют в Белоозере в городском слое конца 10 - начала 11 веков 1. Михайлов К. А., Древнерусские кафтаны «восточного» типа (мода, происхождение, хронология). 2. Описание внешнего вида русов Ибн-Фадланом, посетившим Булгар в составе багдадского посольства халифа Муктадира (922 г.) (Цит. по: Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона // Славяне и скандинавы.-М., 1996.-С.66-71.) 3. Публикации по мотивации окраски одежды на Руси, к сожалению мне не известны, потому привожу мотивацию в соседних этносах, влияние которых на культуру Руси (особенно на возникновение и становление дружинной культуры) доказано и опубликовано многими историками (Нидерле, Рабинович, Седов, Сизов и другие) и сомнению более не подлежит. Статья "(невоспроизводимые мной символы) - Цветные одежды в средневековой скандинавской литературе и археологии" Материалы XIII Международной конференции по сагам, Тор Эвинг (пер.: Илайдж, 2006) http://norse.ru/culture/common/color.html | |
Рубахи - версия | |
Использовал белёный лён, т.к. реконструируемый человек является достаточно богатым. А так же красный цвет для обозначения достатка и по случаю "выходного, тингового или праздничного времени" т.к. фестиваль считаю чем-то вроде этого времени.
Выкройка взята с из статьи "Рубахи эпохи викингов", автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди, (ссылка на копию текста статьи): http://svarga.3dn.ru/load/1-1-0-19 Шов ручной: вперёд иголку, назад иголку, простой обмёточный, нитки лён, шерсть. 1. Рабинович М..Г., Древнерусская одежда IX-XIIIвв.//Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986. 2. Археология, Древняя Русь, Быт и Культура. - М., 1997. 3. Публикации по мотивации окраски одежды на Руси, к сожалению мне не известны, потому привожу мотивацию в соседних этносах, влияние которых на культуру Руси (особенно на возникновение и становление дружинной культуры) доказано и опубликовано многими историками (Нидерле, Рабинович, Седов, Сизов и другие) и сомнению более не подлежит. Статья "(невоспроизводимые мной символы) - Цветные одежды в средневековой скандинавской литературе и археологии" Материалы XIII Международной конференции по сагам, Тор Эвинг (пер.: Илайдж, 2006) http://norse.ru/culture/common/color.html | |
Штаны - версия | |
Использовал белёный лён, т.к. реконструируемый человек является достаточно богатым, а также светло-коричневый цвет в качестве повседневного. Выкройка выбрана по принципу наибольшей экономии при кройке.
Шов ручной: вперёд иголку, назад иголку, простой обмёточный, нитки лён. Источники: 1. Рабинович М..Г., Древнерусская одежда IX-XIIIвв.//Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986. 2. Нидерле Л. Славянские древности, М. 2000 3. Публикации по мотивации окраски одежды на Руси, к сожалению мне не известны, потому привожу мотивацию в соседних этносах, влияние которых на культуру Руси (особенно на возникновение и становление дружинной культуры) доказано и опубликовано многими историками (Нидерле, Рабинович, Седов, Сизов и другие) и сомнению более не подлежит. Статья "(невоспроизводимые мной символы) - Цветные одежды в средневековой скандинавской литературе и археологии" Материалы XIII Международной конференции по сагам, Тор Эвинг (пер.: Илайдж, 2006) http://norse.ru/culture/common/color.html | |
Шапка меховая - реконструкция | |
Верх четырёхклинный круглый купол шерстяной (крашенный крушиной), подклад лён (крашенный крушиной). Отделана мехом русского бобра.
Шов ручной: вперёд иголку, назад иголку, нитки лён. Источники: 1. рисунок княжеской семьи, "Изборник" Святослава 1073г 2. Нидерле Л.Славянские Древности (взята с сайта Археология России http://www.archeologia.ru) (использование меха в качестве отделки одежды - "...для изготовления одежды, и в первую очередь верхней, шли прежде всего шкуры крупных животных; из домашних использовались для этой цели шкуры баранов, из диких зверей — шкуры волков и медведей. Однако в источниках упоминаются меха и мелких хищников, в особенности куницы, соболя, горностая, лисицы и выдры, а из грызунов — бобра и белки, которые служили отличным материалом для подшивки, оторочки, а также для головных уборов." стр. 244) | |
Носки - версия, реконструкция, притянуто за уши из дальнего региона | |
Вязаны иглой, простейшим способом (простите, типология техники вязания мной не изучена). Нитки шерсть 100% ("деревенька")
Так как на славян находки мне не известны (те, что выложены в ГИМ, относятся к фино-угорским и имеют отношение к славянам не больше, чем приведёные мной) Источники: 1. http://homepage.ntlworld.com/shelagh.lewins/shelagh/viking_textiles/nalbinding/sock_construction.htm 2. Высокие носки: Lehtosalo-Hilander, P-L. 1984: Ancient Finnish Costumes. Suomen arkeologinen seura, Helsinki. Vammala. фрагменты вязаных изделий найдены в захоронениях Эура, Кекомяки, Каукола. Т. Вахтер интерпретирует эту находку как остаток носка. Vahter T. 1928: Pronssikierukkakoristelun teknillisista menetelmista. Suomen Museo 1928. Suomen muinaismuistoyhdistys, Helsinki. Helsinki. | |
Черевики - реконструкция... версия (если учесть вощение, которое ещё не исследовано)) | |
Кожа, выворотный шов (вперёд иголку), треугольный задник, подобные датируются 10м веком
Находки в Ладоге, Белоозере, Новгороде Выкройки взяты с таблицы 69. Древнерусская обувь. Эволюционная таблица VIII-XVI вв. (составлена М.А. Сабуровой), Выкройка 5 "мягкие туфли из Новгорода" Источники: 1. Археология, Древняя Русь, Быт и Культура М., 1997. | |
Гетры - версия | |
"Итак, они надели на него шаровары, и гетры, и сапоги, и куртку, и хафтан парчовый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку из парчи, соболевую." (2)
Завязки - кожаные ремешки Выкройка разработана самостоятельно, так как у остальных исследователей основания так же отсутствуют. Шерсть, ручной шов: простой обмёточный, нитки лён Источники: 1. Нидерле Л.Славянские Древности (взята с сайта Археология России http://www.archeologia.ru) 2. Описание внешнего вида русов Ибн-Фадланом, посетившим Булгар в составе багдадского посольства халифа Муктадира (922 г.) (Цит. по: Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона // Славяне и скандинавы.-М., 1996.-С.66-71.) | |
Рукавицы - реконструкция или копия? Не, всё-таки реконструкция.... или всё же копия, ведь размеры-то принято подгонять под владельца...? | |
Использован более древний артефакт, но так как и по сей день используются рукавицы подобного кроя (армейские рабочие рукавицы, используемые в ВС РФ до сих пор), то считаю, что отдаление на сотню лет не критично.
Крой незначительно изменён в целях экономии материала, что считаю более логичным, так как по находке не определить крой пальца - либо он цельно кроенный, либо отрезной - рзрыв материала может быть разошедшимся швом и, с той же долей вероятности, трещиной возникшей с течением времени или при раскопках. Источники: Находка рукавицы в Старой Ладоге датируемые VIII-IXвв, Музейный Экспонат. Использовано в качестве источника фото, личного визуального осмотра предмета не было. | |
НАВЕРХ |