к первой странице паспорта к описанию аксессуаров к описанию вооружения

ОДЕЖДА

Обоснование кроя и длины рубах
Археологического текстиля на славян, позволяющего однозначно реконструировать крой - в настоящий момент мне не известно. Зато есть фигурки, по которым можно выделить особенности силуэта и сделать вывод о наличии той или иной плечевой одежды. В данном случае - о наличии туникообразных рубах. Ближайшие аналогии видим на примере скандинавского мира, поэтому используется выкройка рубахи из Бирки (выбираю близко к имеющимся в комплексе предметам), крой согласно статье К. Прист-Дорман (в переводе Браги Хольмгардсгоди) «Мужской костюм эпохи викингов». Рубаха входит в категорию - версия. Дина рубах и других одежд при логическом рассмотрении могла варьироваться от короткой до длинной, что подтверждается источниками:
1. Рисунок из Радзивиловской летописи (Восстание в Киеве 1068 года) - показаны одновременно рубахи разной длины: одна не достигает колен, другая же закрывает даже стопы.
2. Фигурка бородатого человечка (подвеска) из Новгорода (датируется нач 11 века) - там изображены полы так же не достигающие колен
3. Бронзовая фигурка человека из Пскова (датируется 10 веком) - на ней полы рубахи не достигают и трети бедра
4. Изображение княжеской семьи из "Изборника Святослава" (конец 11 в) - длина полы рубах (свит или кафтанов?) достигает подъёма ступней.
5. Ещё можно вспомнить Збручского идола, но так как у него все пропорции тела нарушены, то невозможно достаточно верно оценить длину подола рубахи, поэтому использовать идол в качестве ориентира здесь будет не уместно, так как по нему не возможно определить длинну ног и соотношение ног и туловища.

Исходя из этого материала делаем вывод, что:
а) длина рубах могла диктоваться знатностью рода и/или богатством рода.
б) длина рубах подбиралась соответственно случаю, исходя их удобства использования.
Радзивиловская летопись (15 век), рисунок "Восстание в Киеве 1068 г." Сама гравюра датируется значительно более поздним временем, не смотря на изображение события близкого к реконструируемому периоду. Приведена для иллюстрации того, что в одно и то же время могла существовать одежда различной длинны, и что неправильно было бы считать, что на один период длина одежды должна быть примерно одного уровня.
Фигурки людей, найденные в Новгороде, начало 11 века. Фигурка №6 в районе ног имеет след, будто часть ног отломана. Если сравнивать пропорции фигурки №3, то длина от пояса до конца ног равна длине туловища, следовательно полы одежды достигают колен. У фигурки №6 если привести к пропорциям за счёт сломанной части ног до тех же пропорций (так как руки и головы фигурок находятся относительно тела в тех же соотношениях), то получим длину подола одежды на фигурке №6 до средины бедра.
Фигурка человека, найденная в Пскове, конец 10 века. По фигурке можно понять, что полы одежды так же не превышают средины бедра. Спорным может быть вопрос о том, что это не рубаха, а кафтан или запашная куртка. Однако, длина одежды так же остаётся короткой, а так как кафтан и куртка являются одеждой, надеваемой на рубаху, то и длина рубахи не превышает определимых тут размеров - средины бедра.
Гравюра с изображением княжеской семьи, "Изборник Святослава" 1078 год. На гравюре видим длиннополую одежду, которая достигает лодыжек. Эта одежда показывает, что могла существовать разная длинна. Но так как здесь изображена именно княжеская семья, то предполагаю, что длиннополую одежду носили в качестве парадно-выходной знатные и богатые люди в случаях не требующих активных действий.

Кафтан - версия
Использовал синий шёлк, белый шелк и небелёный лён в качестве подкладки, т.к. реконструируемый человек является достаточно богатым. А так же синий цвет для обозначения достатка и по случаю "выходного, тингового или праздничного времени" т.к. фестиваль считаю чем-то вроде этого времени.
Шов ручной: вперёд иголку, назад иголку, простой обмёточный, нитки лён, шёлк.
Пуговицы грибовидные, находки подобных пуговиц присутствуют в Белоозере в городском слое конца 10 - начала 11 веков

1. Михайлов К. А., Древнерусские кафтаны «восточного» типа (мода, происхождение, хронология).
2. Описание внешнего вида русов Ибн-Фадланом, посетившим Булгар в составе багдадского посольства халифа Муктадира (922 г.) (Цит. по: Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона // Славяне и скандинавы.-М., 1996.-С.66-71.)
3. Публикации по мотивации окраски одежды на Руси, к сожалению мне не известны, потому привожу мотивацию в соседних этносах, влияние которых на культуру Руси (особенно на возникновение и становление дружинной культуры) доказано и опубликовано многими историками (Нидерле, Рабинович, Седов, Сизов и другие) и сомнению более не подлежит. Статья "(невоспроизводимые мной символы) - Цветные одежды в средневековой скандинавской литературе и археологии" Материалы XIII Международной конференции по сагам, Тор Эвинг (пер.: Илайдж, 2006) http://norse.ru/culture/common/color.html

Рубахи - версия
Использовал белёный лён, т.к. реконструируемый человек является достаточно богатым. А так же красный цвет для обозначения достатка и по случаю "выходного, тингового или праздничного времени" т.к. фестиваль считаю чем-то вроде этого времени.

Выкройка взята с из статьи "Рубахи эпохи викингов", автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди, (ссылка на копию текста статьи): http://svarga.3dn.ru/load/1-1-0-19
Шов ручной: вперёд иголку, назад иголку, простой обмёточный, нитки лён, шерсть.

1. Рабинович М..Г., Древнерусская одежда IX-XIIIвв.//Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986.
2. Археология, Древняя Русь, Быт и Культура. - М., 1997.
3. Публикации по мотивации окраски одежды на Руси, к сожалению мне не известны, потому привожу мотивацию в соседних этносах, влияние которых на культуру Руси (особенно на возникновение и становление дружинной культуры) доказано и опубликовано многими историками (Нидерле, Рабинович, Седов, Сизов и другие) и сомнению более не подлежит. Статья "(невоспроизводимые мной символы) - Цветные одежды в средневековой скандинавской литературе и археологии" Материалы XIII Международной конференции по сагам, Тор Эвинг (пер.: Илайдж, 2006) http://norse.ru/culture/common/color.html



Штаны - версия
Использовал белёный лён, т.к. реконструируемый человек является достаточно богатым, а также светло-коричневый цвет в качестве повседневного. Выкройка выбрана по принципу наибольшей экономии при кройке.
Шов ручной: вперёд иголку, назад иголку, простой обмёточный, нитки лён.

Источники:
1. Рабинович М..Г., Древнерусская одежда IX-XIIIвв.//Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986.
2. Нидерле Л. Славянские древности, М. 2000
3. Публикации по мотивации окраски одежды на Руси, к сожалению мне не известны, потому привожу мотивацию в соседних этносах, влияние которых на культуру Руси (особенно на возникновение и становление дружинной культуры) доказано и опубликовано многими историками (Нидерле, Рабинович, Седов, Сизов и другие) и сомнению более не подлежит. Статья "(невоспроизводимые мной символы) - Цветные одежды в средневековой скандинавской литературе и археологии" Материалы XIII Международной конференции по сагам, Тор Эвинг (пер.: Илайдж, 2006) http://norse.ru/culture/common/color.html



Шапка меховая - реконструкция
Верх четырёхклинный круглый купол шерстяной (крашенный крушиной), подклад лён (крашенный крушиной). Отделана мехом русского бобра.
Шов ручной: вперёд иголку, назад иголку, нитки лён.

Источники:
1. рисунок княжеской семьи, "Изборник" Святослава 1073г
2. Нидерле Л.Славянские Древности (взята с сайта Археология России http://www.archeologia.ru) (использование меха в качестве отделки одежды - "...для изготовления одежды, и в первую очередь верхней, шли прежде всего шкуры крупных животных; из домашних использовались для этой цели шкуры баранов, из диких зверей — шкуры волков и медведей. Однако в источниках упоминаются меха и мелких хищников, в особенности куницы, соболя, горностая, лисицы и выдры, а из грызунов — бобра и белки, которые служили отличным материалом для подшивки, оторочки, а также для головных уборов." стр. 244)



Носки - версия, реконструкция, притянуто за уши из дальнего региона
Вязаны иглой, простейшим способом (простите, типология техники вязания мной не изучена). Нитки шерсть 100% ("деревенька")
Так как на славян находки мне не известны (те, что выложены в ГИМ, относятся к фино-угорским и имеют отношение к славянам не больше, чем приведёные мной)

Источники:
1. http://homepage.ntlworld.com/shelagh.lewins/shelagh/viking_textiles/nalbinding/sock_construction.htm
2. Высокие носки: Lehtosalo-Hilander, P-L. 1984: Ancient Finnish Costumes. Suomen arkeologinen seura, Helsinki. Vammala. фрагменты вязаных изделий найдены в захоронениях Эура, Кекомяки, Каукола. Т. Вахтер интерпретирует эту находку как остаток носка.
Vahter T. 1928: Pronssikierukkakoristelun teknillisista menetelmista. Suomen Museo 1928. Suomen muinaismuistoyhdistys, Helsinki. Helsinki.



Черевики - реконструкция... версия (если учесть вощение, которое ещё не исследовано))
Кожа, выворотный шов (вперёд иголку), треугольный задник, подобные датируются 10м веком
Находки в Ладоге, Белоозере, Новгороде
Выкройки взяты с таблицы 69. Древнерусская обувь. Эволюционная таблица VIII-XVI вв. (составлена М.А. Сабуровой), Выкройка 5 "мягкие туфли из Новгорода"

Источники:
1. Археология, Древняя Русь, Быт и Культура М., 1997.



Гетры - версия
"Итак, они надели на него шаровары, и гетры, и сапоги, и куртку, и хафтан парчовый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку из парчи, соболевую." (2)
Завязки - кожаные ремешки
Выкройка разработана самостоятельно, так как у остальных исследователей основания так же отсутствуют.
Шерсть, ручной шов: простой обмёточный, нитки лён

Источники:
1. Нидерле Л.Славянские Древности (взята с сайта Археология России http://www.archeologia.ru)
2. Описание внешнего вида русов Ибн-Фадланом, посетившим Булгар в составе багдадского посольства халифа Муктадира (922 г.) (Цит. по: Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона // Славяне и скандинавы.-М., 1996.-С.66-71.)



Рукавицы - реконструкция или копия? Не, всё-таки реконструкция.... или всё же копия, ведь размеры-то принято подгонять под владельца...?
Использован более древний артефакт, но так как и по сей день используются рукавицы подобного кроя (армейские рабочие рукавицы, используемые в ВС РФ до сих пор), то считаю, что отдаление на сотню лет не критично.

Крой незначительно изменён в целях экономии материала, что считаю более логичным, так как по находке не определить крой пальца - либо он цельно кроенный, либо отрезной - рзрыв материала может быть разошедшимся швом и, с той же долей вероятности, трещиной возникшей с течением времени или при раскопках.

Источники:
Находка рукавицы в Старой Ладоге датируемые VIII-IXвв, Музейный Экспонат. Использовано в качестве источника фото, личного визуального осмотра предмета не было.


НАВЕРХ