Паспорт комплекса Костенко Андрея Андреевича

Санкт-Петербург МО "Цербер" команда "Белозерская Ватага"

1. Варяг на службе Белозерского Купца
2. Этническая принадлежность: собирательный образ скандинава на Руси.
3. Временные рамки: 975-1025 гг. н.э.
4. Социальный статус: советник купца по политическим вопросам (советник посла)

Колпак летний
Материал шерсть. Шов ручной, нитки шерсть.
Исторического и археологического подтверждения эта версия не имеет.
Версия изготовления описанных Персидским географом Гардизи и Ибн Русте «шерстяные шапки, концы которых опущены вниз»
Использована шерстяная тесьма для отделки. Полностью версия, изготовлена на дощечках.
1. Нидерле Л.Славянские Древности глава 4 стр.243(взята с сайта Археология России http://www.archeologia.ru)
2. Изображение на камнях Tjangvide_I, Tangelgarda_I-fr
3. Выдержки из: Саги о Гисли:"Был человек по имени Халльбьери Колпак..."

Рубаха исподняя
Материал лён, шов ручной, нитки лён.
Выкройка взята с из статьи "Рубахи эпохи викингов", автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди, взята с сайта: http://svarga.3dn.ru/load/1-1-0-19
1. Рабинович М..Г., Древнерусская одежда IX-XIIIвв.//Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986.
2. Археология, Древняя Русь, Быт и Культура Б.А. Рыбаков
3. Нидерле Л. Славянские древности, М. 2000 Глава 4 стр.243.

Рубаха верхняя
Материал лён, шов ручной, нитки лён.
Выкройка взята с из статьи "Рубахи эпохи викингов", автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди, взята с сайта: http://svarga.3dn.ru/load/1-1-0-19
1. Рабинович М..Г., Древнерусская одежда IX-XIIIвв.//Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986.
2. Археология, Древняя Русь, Быт и Культура Б.А. Рыбаков
3. "(невоспроизводимые мной символы) - Цветные одежды в средневековой скандинавской литературе и археологии" Материалы XIII Международной конференции по сагам, Тор Эвинг (пер.: Илайдж, 2006) http://norse.ru/culture/common/color.html
4. Нидерле Л. Славянские древности, М. 2000 Глава 4 стр.243.

Рубаха верхняя
Материал сукно, шов ручной, нитки лен и шерсть "Рубахи эпохи викингов", автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди, взята с сайта: http://svarga.3dn.ru/load/1-1-0-19
На рубахе присутствует вышивка в виде растительного орнамента ( стилизация).
1. Рабинович М..Г., Древнерусская одежда IX-XIIIвв.//Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986.
2. Археология, Древняя Русь, Быт и Культура Б.А. Рыбаков
3. "(невоспроизводимые мной символы) - Цветные одежды в средневековой скандинавской литературе и археологии" Материалы XIII Международной конференции по сагам, Тор Эвинг (пер.: Илайдж, 2006) http://norse.ru/culture/common/color.html

Штаны исподние
Лён некрашенный, нитки лён, шов ручной ( стилизация)
Выкройка взята с сайта клуба "Наследие предков" http://www.dom-np.narod.ru/rekon/stl/dresslav.html
Шов ручной, нитки лён
1. Рабинович М..Г., Древнерусская одежда IX-XIIIвв.//Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986.
2. Нидерле Л. Славянские древности, М. 2000 Глава 4 стр.243.

Штаны повседневные
Лён чёрный, нитки лён, шов ручной ( стилизация)
Выкройка взята с сайта клуба "Наследие предков" http://www.dom-np.narod.ru/rekon/stl/dresslav.html
Шов ручной, нитки лён
1. Рабинович М..Г., Древнерусская одежда IX-XIIIвв.//Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986.
2. Нидерле Л. Славянские древности, М. 2000 Глава 4 стр.243.

Шаровары
Материал лён, шов ручной, нитки лён. ( стилизация)
Шаровары сделаны полосатыми в качестве иллюстрации к описанию из Саги о Ньяле: Сага о Ньяле:

"На тебе должен быть плащ с капюшоном, а под ним шерстяная одежда в коричневых полосах. Под этой одеждой должна быть скрыта твоя хорошая одежда."
"На нем был синий плащ и полосатые синие штаны, а на ногах высокие черные сапоги. Пояс у него был серебряный... Голова у него была повязана шелковой лентой, украшенной золотом, а волосы зачесаны за уши."
1. Описание руссов Ибн Фадланом
Цит. по: Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона // Славяне и скандинавы.-М., 1996.-С.66-71.

Обмотки
Материал лён, нитки (обмётка края) шерсть, шов ручной. ( стилизация)
Тканые обмотки использовались, это подтверждается находками из Хедебю ( I . Hagg " Die Textilefunde aus dem Hafen von Haithabu" , Neumunster, 1984 г. Стр.25 , Abb 10.
Находки в Гнёздовских захоронениях крючков для обмоток (сходные с находками Хедебю) в районе коленей позволяют предположить, что и на территории Руси обмотки так же использовались
1. Нидерле Л. Славянские древности, М. 2000 глава4 стр.243
2. Рабинович М..Г., Древнерусская одежда IX-XIIIвв.//Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986
3. Археология. Древняя Русь, Быт и Культура Б.А. Рыбаков

Плащ
Материал сукно, шов ручной, нитки лён. ( стилизация)
Византийский тип полукруглого плаща.
1. рис. Княжеской семьи, "Изборник" Святослава 1073г
2. Рабинович М..Г., Древнерусская одежда IX-XIIIвв.//Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986.
3. "(невоспроизводимые мной символы) - Цветные одежды в средневековой скандинавской литературе и археологии" Материалы XIII Международной конференции по сагам, Тор Эвинг (пер.: Илайдж, 2006) http://norse.ru/culture/common/color.html
4. Цвет мотивирован цитатой из Саги о Греттире: "Он раздобыл себе черный плащ..."

Черевики
Материал кожа, шов ручной, нитки синтетика (не выходят наружу), набитая гвоздями подошва.
1. Рабинович М..Г., Древнерусская одежда IX-XIIIвв.//Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986.
2. Нидерле Л. Славянские древности, М. 2000 глава 4 стр243

Набор поясной
По мотивам пояса из Гнёздово ц-160 (более толстые накладки и охвостье, материал бронза)
1. Мурашева В.В. Древнерусские ременные украшения
2. В.В.Мурашева Реконструкция Облика Древнерусского Наборного Пояса Х-Х1 вв.
3. Захаров С.Д. "Древнерусский город Белоозеро", - М.: Индрик - 2004 рис. 94-95
4. О. М. Олейников "Курган номер 4 курганной группы "Струйское" (Тверская область)" Новгород и Новгородская земля. История и археология 15/01 (http://bibliotekar.ru/rusNovgorod/95.htm)
5. Археология, Древняя Русь, Быт и Культура Б.А. Рыбаков

Сумка-кошель поясная
Материал кожа, шов ручной, выворотный, нитки лён.
Размер относительно оригинала несколько увеличен. Подобные сумки использовались в качестве футляров для весов и в качестве кошелей.
1. Статья из журнала Археология Новгорода (Новгородская Земля) №11/97

Амулет
Секира (Перуна?) широко распространённый тип украшений-амулетов.
1. С.Д.Захаров " Древнерусский город Белоозеро", - М.: Индрик - 2004. рис. 60
Нож бытовой универсальный
Взята форма лезвия универсального ножа, рис. 156 (начало)
Рукоять деревянная, ножны кожаные, шов ручной, нить грубый лён, подвешен на кожаном шнуре, размер относительно оригинала увеличен, форма рукояти простая, хоть не повторяет найденные, но является предположением о том, что формы рукоятей подгонялись под руку для удобства
1. Захаров С.Д. «Древнерусский город Белоозеро», - М.: Индрик – 2004
Исподнее: В одежде: Вариант повседневного вида:

Вооружение
(фотографий пока нет, так как многое на восстановлении в кузнице, как появятся, тут же выложу. Либо могу прислать фотки старые, например с прошлогоднего майского русборга с теми же предметами)

Шлем
Вариант стилизации шлема из Гермондбю. Основные отличия от оригинала: Маска сделана приблизительно повторяющая очертания оригинала, в качестве дополнительной защиты с задней стороны шлема сделана бармица для защиты шеи.
Бармица сведённая.
1. Польский сайт-Каталог находок: http://storm.nazwa.pl/wiki/index.php?title=He%C5%82m%2C_Gjermundbu%2CHaug_%28Ringerike%29

Щит
. Имеет стилизованную окраску. На щите установлен полусферический металлический умбон, находки которых имеются в дружинных курганах.
1. А.Н.Кирпичников «Древнерусское оружие», Издательство «Наука», Ленинград, 1971г. (http://www.archeologia.ru/Library/Book/ ae94cb48250e/page33)
2. Щиты эпохи викингов. Peter Beatson. Андрей Кугно (перевод), Сергей Каинов (консультации).

Меч
По классификации Кирпичникова тип S.
1. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Выпуск 1. Мечи и сабли IX-XIII вв. стр.18
2. Труды новгородской археологической экспедиции. Том 2. Под ред Арциховского А.В. и Колчина Б.А. (Медведев А.Ф. Оружие Новгорода Великого. Материалы и исследования по археологии №65) 1959г.